Олимпиадные задания по русскому языку 4кл

Олимпиадные задания по русскому языку 4кл.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
olimpiada_4_kl.docx 18.06 КБ
olimpiada_4_kl_-_klyuchi.docx 22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада по русскому языку

Саратовская область Озинский район

школьный этап 2017-2018 учебный год

Ученика(цы) 4 «__» класса______________________________________________________

Название общеобразовательной организации

Фамилия имя обучающегося

Время выполнения заданий – 1 час

А) В огороде выросли следующие овощи: укроп, картофель, огурцы, помидоры, салат, горох, капуста, редька, репа, морковь, петрушка, перец и чеснок. Хозяйка для приготовления салатов взяла только те из них, в названиях которых все согласные – твёрдые. Из каких овощей хозяйка готовила салаты?

Б) В саду созрели – груши, яблоки, сливы, вишни, арония, ирга, смородина, крыжовник. Для приготовления компота хозяйка взяла только те фрукты, в названии которых звуков больше, чем букв. Из каких фруктов был приготовлен компот?

В) В палисаднике расцвели астры, георгины, хризантемы, гладиолусы и ромашки. Для составления букета хозяйка взяла только те цветы, в названиях которых есть звук О. Из каких цветов был составлен букет?

Максимальный балл за задание № 1 – 8 баллов

А) Напиши как называют детёнышей животных. У кошки – котята

у козы – _______________ у собаки – _____________

у утки – __________________ у курицы – _____________

у лисы – _________________ у коровы-_______________

у льва – ____________________ у овцы – ___________________

Б) «Третий лишний», в каждой группе слов одно лишнее, не родственное. Найди его и подчеркни.

1. Лес, лестница, лесничий.

2.Честный, чесночный, чеснок.

3. Носильщик, носик, носатый.

4. Часовщик, часок, часть

5. Домик, домино, домашний.

Максимальный балл за задание № 2 – 6,5 (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

А) Подчеркни существительные, не имеющие рода:

  • Доски
  • Ворота
  • Вёсла
  • Щипцы
  • Зеркала

Б) Из каждого слова каждой строки возьми один слог (подчеркни его), образуй и напиши новое слово:

Пластина, картина, павлин – ____________________________________

Сапоги, парашют, фантазия – __________________________________

Косари, заморозки, лётчик – ___________________________________

Максимальный балл за задание № 3 – 5 баллов

А) К данным выражениям подбери синонимы – фразеологизмы

Например: Тьма кромешная – не зги не видно

Капля в море – ________________________________

Закрывать глаза – __________________________________

Золотые руки – _____________________________________

Плечом к плечу – ___________________________________

Б) В некоторых устойчивых выражениях говорится о животных. Например, «бежать как крыса с тонущего корабля». Вот пять названий животных: комар, рак, белка, курица, волк. Запишите фразеологизмы, в которых говорится об этих животных.

Максимальный балл за задание 4 – 10 баллов

А) В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове? Подчеркни это слово одной чертой.

  • Палисадник
  • Камыш
  • Заслонка
  • Посёлок
  • Укротитель

Б) Поиграем в слова!

Рассыпались буквы в словах. Вот беда! Теперь не узнаем с тобой никогда

Кто все эти странные звери и птицы, что вдруг появились у нас на странице.

Но если уж очень захочешь узнать, попробуй, как надо слова те собрать.

ЛЁОС ХУПЕТ ДЮЛРВЕБ ОБАКСА

БЕРЗА КУТА ЦУКАРИ ОРАВОН

Максимальный балл за задание № 5 – 9 баллов.

Предварительный просмотр:

А) В огороде выросли следующие овощи: укроп, картофель, огурцы, помидоры, салат, горох, капуста, редька, репа, морковь, петрушка, перец и чеснок. Хозяйка для приготовления салатов взяла только те из них, в названиях которых все согласные – твёрдые. Из каких овощей хозяйка готовила салаты?( укроп,огурцы,салат,горох,капуста)

Б) В саду созрели – груши, яблоки, сливы, вишни, арония, ирга, смородина, крыжовник. Для приготовления компота хозяйка взяла только те фрукты, в названии которых звуков больше, чем букв. Из каких фруктов был приготовлен компот?( яблоки, арония)

В) В палисаднике расцвели астры, георгины, хризантемы, гладиолусы и ромашки. Для составления букета хозяйка взяла только те цветы, в названиях которых есть звук О. Из каких цветов был составлен букет? (гладиолусы)

А) Названия детёнышей животных. У кошки – котята

у козы – козлята у собаки – щенки

у утки – утята у курицы – цыплята

у лисы – лисята у коровы – телята

у льва – львята у овцы – ягнята

Б) «Третий лишний», в каждой группе слов одно лишнее, не родственное. Найди его и подчеркни.

1. Лес, лестница, лесничий.

2. Честный , чесночный, чеснок.

3. Носильщик , носик, носатый.

4. Часовщик, часок, часть

5. Домик, домино, домашний.

А) Подчеркни существительные , не имеющие рода:

  • Доски
  • Ворота
  • Вёсла
  • Щипцы
  • Зеркала

Б) Из каждого слова каждой строки возьми один слог (подчеркни его), образуй и напиши новое слово:

Плас тина, кар ти на, пав лин – ___ пластилин ______________

Са поги, па ра шют, фан тазия – __ сарафан ___________________

Ко са ри, за мо розки, лёт чик – __ самолёт ______________

А) К данным выражениям подбери синонимы – фразеологизмы

Например: Тьма кромешная – не зги не видно

Капля в море – __ всего ничего, кот наплакал

Бить баклуши – палец о палец не ударить; сидеть, сложа руки.

Закрывать глаза – смотреть сквозь пальцы

Золотые руки – мастер на все руки, работа в руках горит

Плечом к плечу – бок о бок

Б) В некоторых устойчивых выражениях говорится о животных. Например, «бежать как крыса с тонущего корабля». Вот пять названий животных: комар, рак, белка, курица, волк.

Комар носа не подточит

Рак – покраснел как рак, где раки зимуют

Как белка в колесе

Как курица лапой

Голодный как волк

А) В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?

  • Па лиса дник –
  • Ка мыш
  • За слон ка
  • П осёл ок
  • У крот итель

Б) Поиграем в слова!

Рассыпались буквы в словах.

Вот беда! Теперь не узнаем с тобой никогда

Кто все эти странные звери и птицы, что вдруг появились у нас на странице.

Но если уж очень захочешь узнать, попробуй, как надо слова те собрать.

ЛЁОС (осёл) ХУПЕТ (петух ) ДЮЛРВЕБ( верблюд) ОБАКСА (собака)

БЕРЗА (зебра) КУТА (утка) ЦУКАРИ (курица) ОРАВОН (ворона)

Олимпиадные задания по русскому языку 4кл.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
olimpiada_4_kl.docx 18.06 КБ
olimpiada_4_kl_-_klyuchi.docx 22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада по русскому языку

Саратовская область Озинский район

школьный этап 2017-2018 учебный год

Ученика(цы) 4 «__» класса______________________________________________________

Название общеобразовательной организации

Фамилия имя обучающегося

Время выполнения заданий – 1 час

А) В огороде выросли следующие овощи: укроп, картофель, огурцы, помидоры, салат, горох, капуста, редька, репа, морковь, петрушка, перец и чеснок. Хозяйка для приготовления салатов взяла только те из них, в названиях которых все согласные – твёрдые. Из каких овощей хозяйка готовила салаты?

Б) В саду созрели – груши, яблоки, сливы, вишни, арония, ирга, смородина, крыжовник. Для приготовления компота хозяйка взяла только те фрукты, в названии которых звуков больше, чем букв. Из каких фруктов был приготовлен компот?

В) В палисаднике расцвели астры, георгины, хризантемы, гладиолусы и ромашки. Для составления букета хозяйка взяла только те цветы, в названиях которых есть звук О. Из каких цветов был составлен букет?

Максимальный балл за задание № 1 – 8 баллов

А) Напиши как называют детёнышей животных. У кошки – котята

у козы – _______________ у собаки – _____________

у утки – __________________ у курицы – _____________

у лисы – _________________ у коровы-_______________

у льва – ____________________ у овцы – ___________________

Б) «Третий лишний», в каждой группе слов одно лишнее, не родственное. Найди его и подчеркни.

1. Лес, лестница, лесничий.

2.Честный, чесночный, чеснок.

3. Носильщик, носик, носатый.

4. Часовщик, часок, часть

5. Домик, домино, домашний.

Максимальный балл за задание № 2 – 6,5 (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

А) Подчеркни существительные, не имеющие рода:

  • Доски
  • Ворота
  • Вёсла
  • Щипцы
  • Зеркала

Б) Из каждого слова каждой строки возьми один слог (подчеркни его), образуй и напиши новое слово:

Пластина, картина, павлин – ____________________________________

Сапоги, парашют, фантазия – __________________________________

Косари, заморозки, лётчик – ___________________________________

Максимальный балл за задание № 3 – 5 баллов

А) К данным выражениям подбери синонимы – фразеологизмы

Например: Тьма кромешная – не зги не видно

Капля в море – ________________________________

Закрывать глаза – __________________________________

Золотые руки – _____________________________________

Плечом к плечу – ___________________________________

Б) В некоторых устойчивых выражениях говорится о животных. Например, «бежать как крыса с тонущего корабля». Вот пять названий животных: комар, рак, белка, курица, волк. Запишите фразеологизмы, в которых говорится об этих животных.

Максимальный балл за задание 4 – 10 баллов

А) В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове? Подчеркни это слово одной чертой.

  • Палисадник
  • Камыш
  • Заслонка
  • Посёлок
  • Укротитель

Б) Поиграем в слова!

Рассыпались буквы в словах. Вот беда! Теперь не узнаем с тобой никогда

Кто все эти странные звери и птицы, что вдруг появились у нас на странице.

Но если уж очень захочешь узнать, попробуй, как надо слова те собрать.

ЛЁОС ХУПЕТ ДЮЛРВЕБ ОБАКСА

БЕРЗА КУТА ЦУКАРИ ОРАВОН

Максимальный балл за задание № 5 – 9 баллов.

Предварительный просмотр:

А) В огороде выросли следующие овощи: укроп, картофель, огурцы, помидоры, салат, горох, капуста, редька, репа, морковь, петрушка, перец и чеснок. Хозяйка для приготовления салатов взяла только те из них, в названиях которых все согласные – твёрдые. Из каких овощей хозяйка готовила салаты?( укроп,огурцы,салат,горох,капуста)

Б) В саду созрели – груши, яблоки, сливы, вишни, арония, ирга, смородина, крыжовник. Для приготовления компота хозяйка взяла только те фрукты, в названии которых звуков больше, чем букв. Из каких фруктов был приготовлен компот?( яблоки, арония)

В) В палисаднике расцвели астры, георгины, хризантемы, гладиолусы и ромашки. Для составления букета хозяйка взяла только те цветы, в названиях которых есть звук О. Из каких цветов был составлен букет? (гладиолусы)

А) Названия детёнышей животных. У кошки – котята

у козы – козлята у собаки – щенки

у утки – утята у курицы – цыплята

у лисы – лисята у коровы – телята

у льва – львята у овцы – ягнята

Б) «Третий лишний», в каждой группе слов одно лишнее, не родственное. Найди его и подчеркни.

1. Лес, лестница, лесничий.

2. Честный , чесночный, чеснок.

3. Носильщик , носик, носатый.

4. Часовщик, часок, часть

5. Домик, домино, домашний.

А) Подчеркни существительные , не имеющие рода:

  • Доски
  • Ворота
  • Вёсла
  • Щипцы
  • Зеркала

Б) Из каждого слова каждой строки возьми один слог (подчеркни его), образуй и напиши новое слово:

Плас тина, кар ти на, пав лин – ___ пластилин ______________

Са поги, па ра шют, фан тазия – __ сарафан ___________________

Ко са ри, за мо розки, лёт чик – __ самолёт ______________

А) К данным выражениям подбери синонимы – фразеологизмы

Например: Тьма кромешная – не зги не видно

Капля в море – __ всего ничего, кот наплакал

Бить баклуши – палец о палец не ударить; сидеть, сложа руки.

Закрывать глаза – смотреть сквозь пальцы

Золотые руки – мастер на все руки, работа в руках горит

Плечом к плечу – бок о бок

Б) В некоторых устойчивых выражениях говорится о животных. Например, «бежать как крыса с тонущего корабля». Вот пять названий животных: комар, рак, белка, курица, волк.

Комар носа не подточит

Рак – покраснел как рак, где раки зимуют

Как белка в колесе

Как курица лапой

Голодный как волк

А) В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?

  • Па лиса дник –
  • Ка мыш
  • За слон ка
  • П осёл ок
  • У крот итель

Б) Поиграем в слова!

Рассыпались буквы в словах.

Вот беда! Теперь не узнаем с тобой никогда

Кто все эти странные звери и птицы, что вдруг появились у нас на странице.

Но если уж очень захочешь узнать, попробуй, как надо слова те собрать.

ЛЁОС (осёл) ХУПЕТ (петух ) ДЮЛРВЕБ( верблюд) ОБАКСА (собака)

БЕРЗА (зебра) КУТА (утка) ЦУКАРИ (курица) ОРАВОН (ворона)

Образование падежных форм

Широко распространены ошибки при употреблении формы родительного падежа множественного числа: На Кавказе много глубоких «ущельев» (ущелий).

Императивными нормами являются

1) полные формы названий плодов и овощей: абрикосов, апельсинов, мандаринов, помидоров, НО баклажанов и доп. баклажан;

2) формы названия лиц по национальному признаку

полные: белорусов, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, якутов, НО туркмен и туркменов,

с нулевой флексией: турок, бурят, балкар, мадьяр, башкир, грузин, лезгин;

3) формы гектаров, гольфов, клипсов, доньев (дно) (в значении «основание сосуда»),

. (в значении «основание водоема» сущ. дно не имеет формы мн. ч.), ушков(ушко – отверстие у иглы),шильев (шило);

4) свечей (НО: игра не стоит свеч), долей, яслей, оладий, побережий, ущелий;

5) формы чулок (НО о женщинах: синих чулков), сумерек, потемок,

туфель, кровель, цапель, вафель, ремёсел, дупел (дупло),

блюдец, полотенец,

сплетен, басен, яблонь, вишен,

кочерёг, жабр.

Вариантные нормы имеют

а) равноправные варианты падежных форм имеют существительные: грамм и граммов, килограмм и килограммов, кулон и кулонов, люкс и люксов, микрон и микронов, ом и омов, туркмен и туркменов, носок и носков (вариант носок был прежде разговорным), простыней и простынь, шорт и шортов; баржей и барж (баржа и баржа), грабель и граблей, оглоблей и оглобель, русел и русл, верховьев и верховий, низовьев и низовий;

б) осн. и доп.: баклажанов и доп. баклажан, рельсов и доп. рельс.

У существительных мечта, тахта, мольба отсутствует форма Р. п. мн. ч. Предложение Нельзя предавать своих юношеских мечт содержит речевую ошибку.

Есть колебания в разных словарях относительно формы мн. ч. Р. п. у сущ.: брелоков и доп. брелков (или только брелоков), будней и доп. буден(или только будней),

1. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Апельсины, баклажаны, буряты, вафли, гектары, гусары, заморозки, калмыки, килограммы, кочерги, лезгины, мандарины, микроны, носки, полотенца, сапоги, свечи, томаты, туркмены, туфли, чулки, цапли, якуты, ясли, устья, побережья, ущелья, верховья.

Апельсинов, баклажанов и доп. баклажан, бурят, вафель, гектаров, гусар, заморозков, калмыков, килограммов и килограмм, кочерёг, лезгин, мандаринов, микрон и микронов, носок и носков, полотенец, сапог, свечей (НО: игра не стоит свеч), томатов, туркмен и туркменов, туфель, чулок (НО о людях: синих чулков), цапель, якутов, яслей, устьев, побережий,ущелий, верховьев и верховий.

2. Выберите нужную форму.

1. На комбинате построено отде­ление объемной закалки (рельс, рельсов). 2. Ему купили пару новых (туфель, туфлей). 3. Уже вспахано сто (гектар, гектаров). 4. База отгрузила магазину по че­тыре тонны (помидор, помидоров и баклажан, баклажанов). 5. Производство детских (шорт, шортов) будет скоро налажено. 6. Мы купили весь садовый инвентарь, кроме (грабель, граблей). 7. Напек (оладьев-оладий). 8. Иван Андреевич Крылов написал много (басен, басней). 9. Я оставался в лесу долго: от синих (сумерек, сумерков) до полных (потемок, потемков).

1. На комбинате построено отде­ление объемной закалки рельсов и доп. рельс (рельс, м.). 2. Ему купили пару новых туфель. 3. Уже вспахано сто гектаров. 4. База отгрузила магазину по че­тыре тонны помидоров и баклажанов и доп. баклажан. 5. Производство детских шорт и шортов будет скоро налажено. 6. Мы купили весь садовый инвентарь, кроме грабель и граблей. 7. Напек оладий. 8. Иван Андреевич Крылов написал много басен. 8. Я оставался в лесу долго: от синих сумерекдо полных потемок.

3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от существительных, стоящих в скобках.

1. Грузия выращивает до полумиллиарда (мандарины, апельсины, лимоны). 2. Ростовская фабрика «Колфа» занимается выпуском (чулки, носки, гольфы, колготки). 3. В городе не хватает (детские сады, ясли). 4. Фруктовый сад занимал площадь свыше пяти (гектары). 5. В эту душную ночь приятно было ощущать прохладу льняных (простыни). 6. В саду много (яблони, вишни, смородина). 7. На Черном море много песчаных (побережья). 8. Он не слушал (мольбы) своей старой матери.

1. Грузия выращивает до полумиллиарда мандаринов, апельсинов, лимонов. 2. Ростовская фабрика «Колфа» занимается выпуском чулок, носков и носок, гольфов, колготок. 3. В городе не хватает детских садов, яслей. 4. Фруктовый сад занимал площадь свыше пяти гектаров. 5. В эту душную ночь приятно было ощущать прохладу льняных простыней и простынь. 6. В саду много яблонь, вишен, смородины. 7. На Черном море много песчаных побережий. 8. Он не слушал мольбы своей старой матери.

4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от существительных, стоящих в скобках.

1. Сегодня мне нужно забрать брата из (ясли). 2. Отец привез из Самарканда несколько (дыни). 3. Мама просила купить несколько (полотенца, простыни). 4. В нашем городе много (грузины, туркмены, узбеки, осетины, башкиры). 5. Несколько (турки) вошли в кафе. 6. Мы не увидели в магазине ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купили два килограмма (помидоры) и 5 (килограммы) (абрикосы). 7. Она встала, сняв ребенка (колени). 8. Над болотом кружила пара (цапли). 9. Сколько (доли) наследства он получил? 10. На столе было несколько (чашки с чаем, блюдца, ломти хлеба).

1. Сегодня мне нужно забрать брата из яслей. 2. Отец привез из Самарканда несколько дынь. 3. Мама просила купить несколько полотенец, простыней и простынь. 4. В нашем городе много грузин, туркменов и туркмен, узбеков, осетин, башкир. 5. Несколько турок вошли в кафе. 6. Мы не увидели в магазине ни апельсинов, ни мандаринов, ни баклажанов и доп. баклажан, зато купили два килограмма помидоров и 5 килограммов и килограмм абрикосов. 7. Она встала, сняв ребенка с колен. 8. Над болотом кружила пара цапель. 9. Сколько долей наследства он получил? 10. На столе было несколько чашек с чаем, блюдец и ломтей хлеба.

Р. п. коленей (НО фразеологически связанные: до колен, ниже колен, от колен, зажать между колен; снять, встать, подняться и т. п. с колен)

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 1876 . Нарушение авторских прав

Урожайный сад: правила совместимости деревьев и кустарников

Практически каждый начинающий дачник или садовод однажды сталкивается с вопросом разбивки собственного сада. Вроде бы ничего сложного в этом нет – посадил деревья, ухаживаешь и получаешь урожай. Но не всегда всё так просто! Опытные садоводы знают, что деревья разных видов по-разному уживаются друг с другом. Одни очень эгоистичные и не любят соседства никаких деревьев, другие наоборот – хорошо уживаются или даже положительно влияют друг на друга. В этой статье мы выясним, какие плодовые деревья можно сажать рядом, а какие нельзя.

Причины несовместимости растений

Причины конкуренции деревьев и кустарников могут быть самые разные. Наиболее значимые из них:

  • освещенность;
  • расположение корней;
  • питание растений;
  • аллелопатия (взаимодействие на уровне выделяемых корнями веществ);
  • общие заболевания и вредители.

Рассмотрим более подробно причины совместимости деревьев в саду.

Для всех растений свет крайне необходим. Именно благодаря свету происходит синтез органических соединений, и как следствие происходит рост самих растений и плодов. Далеко не все культурные растения являются теневыносливыми; большинству нужно много прямых солнечных лучей. И это следует учитывать.

Располагая деревья на садовом участке нужно иметь представление о высоте взрослого дерева, раскидистости кроны и рассаживать так, чтобы наиболее низкорослые сорта не оказались в тени деревьев-великанов.

Еще один фактор взаимодействия растений в саду – уровень расположения корневой системы. Большинство деревьев имеет поверхностную систему. Поэтому при встрече корней двух разных видов деревьев начинается прямая конкуренция растений за питательные вещества. В результате такой невидимой вражды каждое из растений недополучает определенные питательные вещества. А это, безусловно, сказывается на всем растении, на его урожайности.

Нужно учитывать и уровень взаимодействия растений на уровне корней – химическое взаимодействие (аллелопатия). Пожалуй, именно он один из самых важных и сложных. Корни всех живых растений выделяют целый коктейль различных органических веществ, которые нужны для питания и защиты растения. Одни соединения, выделяемые корнем, помогают растворять микроэлементы в почве и облегчают их всасывание корневыми волосками. Другие помогают взаимодействовать корням с симбиотическими грибами и бактериями. Третьи служат защитой от различных патогенов и конкурентов. Получается, что дерево, куст или простая травинка формирует в земле определенное фитогенное поле, которое может как угнетать соседние растения, так и стимулировать их рост и развитие.

Еще одна причина несовместимости деревьев и кустарников – наличие общих болезней и вредителей. В некоторых случаях речь может идти о более сильной привлекательности определенных растений для некоторых вредителей или болезней, которые с легкостью впоследствии переходят на другие виды. Яркий пример – калина или черемуха. Их просто обожает тля! Поэтому сажать эти кустарники в саду следует с большой осмотрительностью и постоянно контролировать наличие вредителей.

Благодаря многолетним наблюдениям за растениями и исследованиям ученых, можно составить таблицу совместимости деревьев в саду.

Таблица совместимости деревьев и кустарников в саду

Опасное соседство: никогда не сажайте эти деревья и кустарники рядом

Правильное размещение плодовых деревьев и кустарников – это один из ключевых моментов, которые нужно учитывать при планировании сада. Малейшая оплошность может привести к болезни или гибели растения. Мы расскажем, как не допустить ошибок!

Выбирая плодово-ягодные культуры для высадки на участок, нужно ориентироваться не только на их агротехнические требования и свои личные предпочтения, но и потенциальную совместимость растений. Совершенно безобидные сами по себе, некоторые из них могут стать проблемой для своих соседей. Причем чаще всего угрозу представляют не только индивидуальные особенности культуры, например, способность к выделению в почву опасных веществ или склонность корней к разрастанию, но и менее очевидные качества. Рассмотрим самые частые причины, из-за которых растения могут становиться плохими соседями.

Почему некоторые растения нельзя сажать рядом?

Общие болезни и вредители. Одна из самых распространенных причин, почему некоторые плодово-ягодные культуры не рекомендуется высаживать близко друг к другу является наличие типичных болезней и вредителей. И хотя стопроцентной защиты от инфекции это не гарантирует, деревья и кустарники, которые могут заразить соседние растения, стоит размещать на почтительном расстоянии друг от друга.

Тюльпаны, лилии и мускари поражают одни и те же вредители, поэтому цветы не рекомендуется сажать рядом

Аллелопатия. Изначально этим термином обозначали свойства различных растений и животных выделять в процессе своей жизнедеятельности химические вещества, которые негативно влияют на развитие других организмов. Причем первое время этим понятием обозначали только отрицательное воздействие культур. Однако с течением времени аллелопатией начали называть любые взаимодействия между растениями.

Каштан и дуб – деревья с высокой аллелопатией

У деревьев ярким примером негативной аллелопатии является “отравление” почвы опавшими листьями каштана, ореха, дуба и большинства хвойных видов. Вещества, вырабатывающиеся в процессе разложения листвы, делают грунт непригодным для деревьев других видов. Положительной аллелопатией называют такое соседство, при котором растение выделяет вещества, угнетающие рост сорняков и препятствующие распространению вредителей и заболеваний среди соседей. Наглядный пример – высаживание лука между рядами картофеля или томатов в целях профилактики фитофтороза.

Яблоня + картофель

Яблони на карликовых подвоях, а также молодые саженцы имеют слабую корневую систему, поэтому в междурядьях сада с такими деревьями нельзя высаживать картофель. Это связано с тем, что в процессе роста овощ потребляет большое количество питательных веществ, что в условиях недостаточного полива и отсутствия дополнительных подкормок может привести к болезни и даже гибели яблони.

Яблоня + пихта

Пихта и другие хвойные культуры в процессе жизнедеятельности выделяют смолы и другие вещества, которые закисляют грунт. Негативное влияние этих химических соединений сохраняется в течение нескольких лет. Чтобы высадить на место хвойного растения яблоню, нужно подождать не менее трех лет.

Яблоня + персик или вишня

Не менее неприятным, но по другой причине, окажется для яблони и соседство с персиком или вишней. Эти культуры растут довольно быстро, а значит, и полезные вещества из почвы они получают гораздо активнее. В результате растущие рядом с ними яблони начинают испытывать дефицит питания. По этой же причине не менее опасна для молодых деревьев и корневая поросль, которая является частой спутницей вишен.

Яблоня + черешня

Соседство с черешней также не сулит яблоне ничего хорошего. Корневая система черешни может, в прямом смысле, вытеснить корни яблони в более глубокие почвенные слои. В результате чего растение начнет испытывать недостаток влаги и питательных веществ.

Вишня + абрикос, смородина, малина, ранние сорта яблонь

Абрикос считается очень непростым соседом из-за того, что его корни выделяют большое количество токсичных веществ. Смородина и малина должны расти как можно дальше от вишни, иначе растения начнут “обмениваться” болезнями и вредителями.

Яблоня + калина

Для роста калины требуется большое количество влаги, поэтому если растению не обеспечивать надлежащий полив, оно может начать “оттягивать” на себя всю жидкость, находящуюся в почве. Стоит добавить, что калина привлекает к себе тлю, которая в дальнейшем может переселиться и на другие растения сада.

Персик + яблоня, груша, вишня и черешня

Соседство с персиком грозит растущим неподалеку от него яблоням и грушам не только возможностью заражения общими болезнями, но также чревато для последних гибелью корневой системы. А сам персик может пострадать из-за нехватки солнца, которое будут перекрывать раскидистые кроны яблони или груши.

Яблоня + рябина, боярышник, можжевельник или сирень

1 – рябина; 2 – боярышник; 3 – можжевельник; 4 – сирень

Растущие неподалеку от яблони боярышник, рябина или сирень могут стать настоящими рассадниками болезней и вредителей, большинство которых являются у этих растений общими. Высаженный возле яблони можжевельник может заразить дерево ржавчиной.

Слива + груша, малина, черная смородина или яблоня

Яблони, малинники и кусты черной смородины – далеко не самые лучшие соседи для сливы. Во-первых, они заражаются одинаковыми болезнями и вредители у них одни и те же, а, во-вторых, близкое соседство спровоцирует среди них конкуренцию за “пищевые” ресурсы.

Персик + вишня или черешня

Практика показывает, что персик, растущий недалеко от вишни или черешни, начинает расти в противоположную от них сторону, в то время как другая его сторона теряет листву и побеги. Это связывают с недостатком солнечного света, который может испытывать персик из-за соседства с широкими кронами деревьев.

Груша + барбарис, можжевельник, косточковые культуры и бук

1 – бук; 2 – боярышник; 3 – вишня; 4 – можжевельник

Что касается груши, то она так же, как и яблоня плохо переносит соседство с вишней, персиком и другими косточковыми культурами. Барбарис же страдает от сходных болезней и вредителей. Если говорить о декоративных культурах, то особую опасность для груши представляет бук. Его мощная корневая система мешает развитию корней плодового дерева, а массивная надземная часть нуждается в большом количестве питательных веществ, которые бук “забирает” у соседствующих с ним растений. Можжевельник опасен своей склонностью к заболеванию ржавчиной.

Не стоит забывать и об аллелопатии: корневые выделения груши токсичны и могут принести немало проблем растущей около нее черешне.

Рябину не рекомендуется высаживать возле яблони, однако она хорошо соседствует с грушей.

Вишня + абрикос, черная смородина, малина и ранние сорта яблонь

Выделения корневой системы абрикоса токсичны для вишен, поэтому эти культуры лучше размещать на расстоянии. Не менее опасны для вишни и корни черной смородины. Они могут сыграть роль сорняков, которые активно поглощают из грунта воду и питательные вещества. Груша, малина и смородина имеют общих вредителей, поэтому такие посадки доставят много проблем при выращивании. Не стоит забывать и о том, что большинство кустарниковых растений любит солнечный свет, с недостатком которого они могут столкнуться, если будут расти в тени кроны груши.

Барбарис + можжевельник или плодово-ягодные деревья и кустарники

Будучи растением, которое очень часто поражает ржавчина, можжевельник лучше высаживать подальше не только от груши и яблони, но и барбариса. В это же время сам кустарник очень неуживчив с другими растениями. Причиной всему – берберин, особое вещество, которое корни барбариса выделяют в почву. Это химическое соединение подавляет рост и развитие соседних растений.

Красная смородина + черная смородина, крыжовник или малина

1 – черная смородина; 2 – крыжовник; 3 – малина

Черная смородина – крайне неблагоприятный сосед для других ее разновидностей – красной и белой – т.к. обладает значительным химическим превосходством. Большое количество фитонцидов позволяет черной смородине получать гораздо больше питательных веществ в ущерб своим сородичам. Сама же черная смородина начинает страдать от дефицита питания при соседстве с малиной.

Крыжовник не следует высаживать возле черной смородины из-за того, что оба эти растения могут стать жертвой крыжовниковой огневки.

Вишня + пасленовые

Близкое соседство с растениями из семейства Пасленовые (картофель, томаты, баклажаны, перец) грозит активным распространением вертициллеза. Это заболевание может привести к очень тяжелым, даже фатальным для вишни последствиям. Одной из самых распространенных причин скоропостижной гибели дерева сразу после цветения является именно вертициллезное увядание (вилт).

Черная смородина + черемуха или крыжовник

1 – черемуха; 2 – крыжовник

Стеклянница – злейший враг черной смородины, любит селиться и на черемухе, а значит, эти растения нужно держать подальше друг от друга. Не лучший сосед для черной смородины и крыжовник. Виной всему – общие болезни и вредители.

Абрикос + яблоня, груша, слива и другие садовые культуры

Абрикос, пожалуй, самая капризная культура. Яблони, груши, сливы, вишня, персик, а с ними и все виды орехов – ни с одним из этих растений абрикос не сможет расти по соседству. Во многом это связано с тем, что корневые выделения абрикоса ядовиты для большинства плодовых деревьев и кустарников.

Размещайте деревья и кустарники правильно – и богатый урожай не заставит себя ждать!